• +7 (47363) 2-25-16
Калач, Советская ул, 37

-Аннотация к рабочим программам

         Аннотации к общеобразовательным  программам

 В муниципальном казённом образовательном  учреждении дополнительного образования Калачеевская детско-юношеская спортивная школа  (МКОУ ДО Калачеевская ДЮСШ)  реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы по 5 видам спорта: футбол, волейбол, настольный теннис, тхэквондо, лапта. В основу  программ заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. В программах представлены задачи работы на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки и тренировочном.

Реализуемые программы предполагают обучение в течение  8-11 лет: для групп спортивно-оздоровительных – весь период, начальной подготовки 3 года,  тренировочных групп 5 лет; групп спортивного совершенствования – весь период. Каждая  образовательная программа  представляет собой документ, который определяет содержание образования и особенности учебно-воспитательного процесса. В программах учитываются следующие принципы:

  • Принцип комплексности - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
  • Принцип преемственности - определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
  • Принцип вариативности - предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 52 недели. Из них 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и 6 недель – для тренировок в период их активного отдыха.

   Аннотация к программе «Волейбол»

Программа содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему учебно-трениро­вочной работы, по технико-тактической, физической и спортивной под­готовке.

Спортивно-оздоровительный этап (СО). Этот этап работы охваты­вает всех желающих, основная задача — укрепление здоровья, физичес­кого развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, ос­воение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта в процессе регуляр­ных многолетних физкультурно-спортивных занятий.

Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются  желающие занимать­ся волейболом, прошедшие индивидуальный отбор и  имеющие письменное разрешение врача. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздорови­тельная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, вы­полнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-трениро­вочный этап подготовки.

Тренировочный этап. Этап формируется на конкурсной  основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке, участие в соревновательной деятельности.

Программа включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения, на организацию и проведение врачебно-педагогического контроля.

Содержание работы с юными волейболистами на всем многолетнем протяжении определяется тремя факторами: спецификой игры в волейбол, модельными требованиями квалифицированных волейболистов, возрастными особенностями и возможностями волейболистов 9-18 лет.

Программа содержит материал планирования процесса многолетней подготовки волейболистов, дифференцированный по годам обучения; с учетом основных компонентов многолетней подготовки: физической (специальной), технической, тактической, интегральной, теоретической, психологической; проведение практических и теоретических занятий.

Аннотация к программе «Лапта»

Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки спортивного резерва квалифицированных игроков в русскую лапту и решению задач физического воспитания  обучающихся. Программа по  лапте призвана осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укре­пление их здоровья и всестороннее физическое развитие; спо­собствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному са­моопределению, развитию физических, интеллектуальных и нрав­ственных способностей, достижению высокого уровня спортив­ных результатов.

 Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса игроков в лапту. Основными условиями выполнения этих задач является многолетняя и целенаправленная работа с юными игроками в русскую лапту, которая предусматривает:  

- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

- отбор одаренных детей;

- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;

- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;

- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

- организацию досуга детей и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни;

 - подготовку спортсменов высокой квалификации для сборных молодежных и юношеских команд района.

Основной показатель работы по  лапте – выполнение контрольных нормативов по ОФП и СФП, соревновательная деятельность. Содержание работы с юными спортсменами по русской лапте на всех этапах подготовки определяется тремя факторами: спецификой игры, модельными характеристиками для квалифицированных игроков, возрастными особенностями. Подготовка юных спортсменов предусматривает: в начальной подготовке - воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к  лапте;- начальное обучение технике и тактике, правилам игры; - развитие физических качеств с учетом специфики лапты, воспитание умений - соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, мини-лапта); - освоение основ гигиены и самоконтроля. В учебном плане отражаются основные задачи и направленность работы по начальном этапе подготовки игроков в лапту. Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки на каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки игроков в лапту.

 

Аннотация к программе «Футбол»

В данной программе представлены модель построения годичной системы подготовки спортсменов, планы построения тренировочного процесса и основные принципы спортивной подготовки юных футболистов по годам обучения. Цель программы — развитие физически здоровой и нравственно полноценной личности через учебно-тренировочные занятия, формирование устойчивых мотивов и потребностей в занятиях физической культурой и спортом, формирование навыков ЗОЖ.

 Основные задачи:

- привлечь максимально возможное количество обучающихся различного возраста к систематическим занятиям футболом;

-сформировать у учащихся основы здорового образа жизни, гигиенической культуры и препятствовать появлению вредных привычек;

- развивать физические качества учащихся, повысить функциональные возможности организма, укреплять здоровье и закаливать организм;

- приобретать необходимые теоретические знания в области физической культуры и избранного вида спорта – футбола, совершенствовать двигательные умения, навыки и спортивное мастерство.

Программа предусматривает освоение теоретических основ футбола, обучение и методику преподавания техники и тактики футбольного мастерства. Организация и проведение соревнований, товарищеских встреч по футболу, учебно-тренировочных сборов. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, медико- восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика обучающихся. В программе содержатся нормы и требования к результатам освоения учебной программы по футболу - это:

1. Овладение всеми знаниями и умениями в соответствии с программным материалом.

 2. Успешную сдачу контрольных, переводных и приёмных нормативов по ОФП.

3. Выполнение юношеских и взрослых спортивных разрядов, соответственно году обучения.

4. Достижение высокого уровня физической подготовки учащихся как будущих защитников Отечества.

5. Формирование высокого уровня морально-волевых качеств и определенной системы ценностных ориентаций.

6. Готовность дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в других учебных заведениях по данному виду спорта.

Контроль за освоением курса обучения по программе отслеживается следующим образом:

- оценкой критериев эффективности подготовки обучающихся по данной программе;

- нормативные требования по общей физической подготовке, технической и специальной подготовке.

- контрольное тестирование проводится два раза в год (сентябрь, май),

- участие в соревнованиях, по результатам которых возможно присвоение соответствующего разряда в конце каждого учебного полугодия.

Итогом освоения учебного курса программы ожидаются следующие результаты:

- стабильность учащихся в группах;

- рост индивидуальных показателей физических качеств;

 - укрепление здоровья;

- приобретение навыков ЗОЖ и формирование общей культуры;

 - положительная динамика спортивно-технического мастерства;

- достижение высоких спортивных результатов;

- воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека.

 

Аннотация к  образовательной программе«Тхэквондо»

Цель программы:

привлечение максимально возможного числа обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, направленным на укрепление здоровья, развитие их личности, уважение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; подготовить высококвалифицированных спортсменов-тхэквондистов, способных в составе команды бороться за самые высокие места в региональных,  всероссийских и международных   соревнованиях.

Основными задачами образовательной программы являются:

Задачи спортивно-оздоровительного этапа

1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.

2. Утверждение здорового образа жизни.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способнос­тей, укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Овладение основами тхэквондо.

Задачи этапа начальной подготовки

1. Отбор способных к занятиям тхэквондо детей.

2. Формирование стойкого интереса к занятиям.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способнос­тей, укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками тхэквондо.

5Обучение основным приемам техники и тактическим действиям.

6Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами тхэквондо.

Общие задачи тренировочного этапа

1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

2. Совершенствование специальной физической подготовленности.

3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.

4. Овладение индивидуальными  тактическими дей­ствиями.

5. Индивидуализация подготовки.

6. Начальная специализация.

Многолетняя подготовка в Программе рассматривается как единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:

1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов;

2) неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

3) непрерывное совершенствование спортивной техники;

4)неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

5) правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;

6) осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

 

Аннотация к программе по настольному теннису

Цель — привлечение максимального количества обучающихся к систематическим занятиям спортом, многолетняя подготовка спортивных резервов для настольного тенниса с гармоничным развитием физических и духовных сил спортсмена.

Данная программа сохраняет преемственность существующих подходов и принципов, содержит необходимые разделы, отвечающие современным требованиям на этапах многолетней спортивной подготовки

            Программа по настольному теннису, разработана на основе ФГТ и учитывает:

1) содержание  следующих предметных областей:

- теорию и методику физической культуры и спорта;

- общую и специальную физическую подготовку;

- избранный вид спорта (настольный теннис);

- развитие творческого мышления.

2) учитывает особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта, в том числе:

- сочетание элементов искусства, науки и спорта;

- акцент на развитие творческого мышления обучающегося;

- большой объем соревновательной деятельности.        

Задачи:

  1. Образовательные:

— дать необходимые дополнительные знания в области настольного тенниса;

— научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;

— обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса;

— сообщение и закрепление специальных знаний по игре в настольный теннис.

  1. Развивающие:

— способствовать развитию координации движений и основные физические качеств: силу, ловкость, быстроту реакции;

— способствовать развитию двигательных способностей посредством игры в теннис;

— формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.

  1. Воспитательные:

— способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

— воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

— пропаганда здорового образа жизни;

— содействие в самоопределении, социальной адаптации;

— формирование духовно-нравственных качеств личности;

— формирование мировоззрения, внутренней культуры личности.

В  Программе выделено 3 этапа спортивной подготовки:

- спортивно-оздоровительный (СО). На данный этап зачисляются желающие заниматься настольным теннисом,  имеющие разрешение врача.

- этап начальной подготовки (НП). На данный этап зачисляются обучающиеся прошедшие индивидуальный отбор, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляются физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта — настольный теннис, выбор спортивной специализации;

 -тренировочный этап. Группы этапа комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную подготовку, выполнивших нормативные требования по общей физической, специальной подготовке, а также имеющие определенные показатели соревновательной деятельности: объема, разносторонности, стабильности и эффективности.

Программа рассчитана для обучающихся на 8 лет обучения, зачисление  с 7 лет.